Учебник по программированию.

Первые шаги. Язык программирования PascalABC.

Назад в содержание Следующий параграф


Глава I. Основы языка Pascal.


§1. Основные сведения о языке программирования Pascal. Наша первая программа.

Изначально язык Pascal был создан для написания программ под операционную систему «MS DOS». Это первая операционная система, получившая широкое распространение среди обычных пользователей. Она появилась в 80-х годах прошлого столетия и была рассчитана для компьютеров тех лет. Буквы «MS» происходят от названия компании MicroSoft, которая создала эту систему. Слово «DOS» от «Disc Operating System», в переводе на русский дисковая операционная система. Далее вместо слов «операционная система» может быть написано ОС, а вместо «MS DOS» просто DOS.

Не будем останавливаться на описании этой системы, однако отметим некоторые аспекты, которые необходимы для того, чтобы использование языка Pascal было осмысленным.

Мы привыкли к тому, что при загрузке компьютера у нас появляется рабочий стол, различные ярлыки, панель быстрого запуска и т.д. Другими словами, мы привыкли к тому, что на компьютере загружается операционная система Windows. ОС DOS для пользователя выглядит совершенно по-другому. На чёрном экране мигает белый курсор. Информация выводится в виде строк текста. Ввод информации так же производится в виде текста. Если запустить программу, написанную под DOS, в операционной системе Windows, то это будет выглядеть так:



Существенное отличие этих операционных систем  это то, что в Windows диалог между пользователем и компьютером организован с помощью зрительных образов. В операционной системе DOS, как уже было сказано, диалог организован с помощью текста. Т.е. все команды вводятся вручную в виде слов, и  информация выводится так же в виде текста. Именно в таком виде и будет организован диалог в наших первых программах.

Двигаемся дальше. Что такое язык программирования? Язык программирования это система слов, знаков и выражений для записи последовательности действий, которую должна выполнить  вычислительная машина. Каждая вычислительная машина, будь то калькулятор, компьютер, сотовый телефон и т.д., работают по определённым программам. Эти программы и есть последовательности определённых действий. Те есть, язык программирования необходим для записи программ для вычислительных машин.

Существуют два типа языков. Языки низкого уровня и языки высокого уровня. К языкам низкого уровня относится язык Assembler. Если не вдаваться в подробности, то здесь запись последовательности действий идёт практически в машинных кодах, т.е. словами понятными машине. На практике писать на таком языке достаточно трудно, необходимо знать особенности того устройства для которого пишется программа.

Гораздо проще и производительнее писать на языках высокого уровня, к которым относится язык Pascal. Здесь слова и символы используются те же, что и в человеческом языке, например, что бы сложить два числа 1 и 2 достаточно написать «1+2». Для того, что бы перевести программу из языка, понятного человеку в язык понятный машине используется специальная программа, которая называется компилятором. Что бы программа, написанная вами, начала работать её необходимо откомпилировать и запустить.

Если, что-то здесь не понятно, не пытайтесь в этом разобраться. Обо всём об этом речь пойдёт более подробно далее в книге. Главное, что нужно уяснить, это то, что язык программирования нужен для написания программ, а программа это последовательность действий  для работы вычислительной машины.

Так как невозможно научиться программировать, не написав ни одной строчки, то вам понадобиться некое приложение, где бы вы могли применить полученные знания. Предлагаю систему PascalABC.NET.  Скачать её вы можете на сайте www. pascalabc.net. Расспространяется она бесплатно. В ней вам будет удобно писать тексты программ, и вы сразу же сможете запустить программу на выполнение, нажав одну кнопку. При этом компиляция произойдёт автоматически, и программа начнёт работать.

Система PascalABC.NET устанавливается как обычная программа. Думаю, проблем с её установкой у вас не возникнет. Выглядит она следующим образом:



Здесь два окошка. В верхнем пишется текст программы, в нижнем выводится результат её работы. Настоятельно рекомендую все примеры программ, приведённые далее в книге, набирать самому и смотреть результат работы.

Теперь попробуем написать нашу первую программу. Обычно во всех учебных пособиях первая программа выводит на экран следующую строку: «Hello world!». В переводе с английского это означает: «Привет Мир!». В нашем случае мы выведем строку: «Привет всем!». Для этого в верхнем окошке введите следующие строки:


begin

  write ('Привет всем!')

end.


После ввода этих строк нажмите кнопку «Выполнить», которая находится на панели инструментов и имеет вид зелёного треугольника (). Если всё сделали правильно, то в окне вывода вы увидите следующее:


Привет всем!


Теперь разберём, что мы написали. Слово begin в переводе с английского означает начало, end конец.  Каждая программа в Pascal начинается со слова begin и заканчивается словом end. Здесь следует немного уточнить. Словом begin начинается исполняемая часть программы, т.е. именно та часть программы, в которой написана последовательность действий. Заканчивается эта часть словом end. Ещё эту часть называют телом программы. Перед словом begin может находиться название программы, описание процедур и функций, описание переменных, но об этом позже.

Сейчас вам главное усвоить, что выполнять какие-либо действия компьютер начнёт после слова begin, а закончит перед словом end. После слова end в конце программы должна обязательно стоять точка, иначе компилятор выведет ошибку, т.к. будет не понятно это конец программы или конец какой-то части программы. Слова begin и end ещё служат для отделения частичек программы, об этом речь пойдёт позже.

Write в переводе с английского означает написать. Следовательно, мы дали команду написать то, что заключено в скобки и находится в одинарных кавычках. Забегая далеко вперёд, следует сказать, что в Pascal то что находится в одинарных кавычках (в апострофах) считается просто строкой, а не текстом программы.

Теперь после всего вышесказанного, мы можем вывести в окно вывода (на экран) любое предложение. Далее по тексту вместо выражения «вывести в окно вывода» будет использоваться выражение «вывести на экран». Это потому, что на самом деле команда Write выводит текст именно на экран. Просто в PascalABC.NET вместо экрана вывод идет в окно вывода. Для учебных целей это гораздо удобнее. В дальнейшем мы научимся выводить результаты работы наших программ на экран. А сейчас пока будем выводить в окно вывода, при этом будем говорить, что вывели на экран.

Двигаемся дальше. Если нам нужно вывести несколько предложений, мы можем либо заключить в кавычки сразу несколько предложений, либо дать несколько команд Write. Причём в языке Pascal после каждой команды должна стоять точка с запятой, которая разделяет команды между собой. Однако тут есть небольшой нюанс. Если мы поступим таким образом, то все предложения пойдут одно за другим, причём без пробела. Приведём пример:


begin

  write ('Привет всем!');

  write ('Меня зовут Денис.');

  write ('Я люблю программировать.'

end.


Результат работы программы будет следующим:


Привет всем!Меня зовут Денис.Я люблю программировать.


Как видно, между предложениями нет пробела. Это потому, что компьютер выполняет только то, что ему велено. Ничего другого он делать не будет. Что бы выйти из данной ситуации необходимо поставить после каждого предложения пробел:


begin

  write ('Привет всем! ');

  write ('Меня зовут Денис. ');

  write ('Я люблю программировать.'

end.


В результате получим следующее:


Привет всем! Меня зовут Денис. Я люблю программировать.


Если необходимо, что бы каждое предложение находилось в новой строчке, мы должны использовать другую команду не Write, а Writeln. Эта команда после вывода строки на экран переводит курсор на новую строчку, при этом следующий вывод будет произведён уже в новой строчке:


begin

  writeln ('Привет всем! ');

  writeln ('Меня зовут Денис. ');

  write ('Я люблю программировать.'

end.

____________________________________________

Привет всем!

Меня зовут Денис.

Я люблю программировать.


Здесь и далее если после текста программы расположена черта то это значит, что после неё находится результат выполнения программы.


Думаю, что для первого раза информации достаточно. Единственное, что нужно добавить это то, как можно сохранить результат своего труда. Для сохранения программы выберите пункт меню: «Файл -> Сохранить» или «Сохранить как». Принцип сохранения точно такой же, как и в любом текстовом редакторе. Сохранённый файл будет иметь расширение PAS. Открыть файл можно так же как и в любом другом текстовом редакторе. Поэтому останавливаться на этом не буду.

На этом первый параграф закончен. Из него вам необходимо уяснить следующее: каждая программа начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой. Для того чтобы вывести на экран строчку необходимо использовать команду Write или Writeln, после которой в круглых скобках должна находится строка в одинарных кавычках. Две и более команды необходимо разделить между собой точкой с запятой.


Задачи.

1. Написать программу вывода на экран  своего имени, фамилии и отчества в одной строчке, в другой строчке выведите своё любимое занятие.

2. Вывести на экран ваше любимое стихотворение. Примечание: в качестве красной строки можно использовать несколько пробелов.


Решение.

1.2. Задачи решите самостоятельно. Их решения похожи на примеры, приведённые в параграфе. Думаю, затруднений у вас не возникнет.



Назад в содержание Следующий параграф